Подготовка к Q&A

Включение части Q&A (Вопросы-Ответы) в вашу презентацию — это отличный способ вовлечь аудиторию и получить немедленную обратную связь. В то же время, ничто не сможет испортить впечатление от выступления больше, чем неподготовленные размытые ответы, которые стирают в памяти ваш блестящий доклад и оставляют слушателей разгадывать, что вы имели в виду. Сделайте подготовку к Q&A важной частью ритуала подготовки всей презентации, чтобы обеспечить завершение вашего выступления на правильной ноте.

 1. Обозначьте план

Решите, где Q&A лучше впишется в контекст презентации и как вы будете отвечать. Если вы хотите, чтобы слушатели придержали вопросы до конца вашей речи, обозначьте это сразу. Останавливаться для вопросов после освещения определенной темы тоже хороший подход, особенно если презентация запланирована больше, чем на 45 минут. Это может быть позитивным изменением в формате и привлечет аудиторию по-новому.

Как не провалить Q&A на вашей презентации

 2. Исследуйте вашу аудиторию

При планировании презентации поставьте себя на место слушателей и найдите потенциальные вопросы, которые они могут задать. Подумайте о том, какие фразы могут вызвать у них сомнения.

В компании Duarte, специализирующейся на подготовке эффективных презентаций, для вышесказанного используется упражнение под названием Audience Journey, целью которого является исследование аудитории: во что она верит, что думает об освещаемой теме, а также то, во что она должна поверить, что должна думать и чувствовать к концу презентации. Это помогает определить вопросы и проблемы, которые нужно осветить.

Решение вопросов вашей аудитории сделает вас в их глазах телепатом и поможет наладить контакт. Слушатели про себя скажут: «О! Он тоже подумал о этом». Они будут чувствовать себя услышанными и понятыми.

 3. Отрепетируйте ответы

Как только вы собрали весь материал, пробегитесь по нему еще раз и найдите новые вопросы, которые могут быть заданы по окончанию презентации. Составьте список, записывая даже самые нелепые и враждебные вопросы. Попросите других помочь вам мозговым штурмом; их видение будет отличаться от вашего и они предложат вопросы, о которых вы даже не задумались. Затем отрепетируйте свои ответы на каждый вопрос. Убедитесь, что вы знаете материал вдоль и поперек, включая смежные темы, которые вы непосредственно охватываете в презентации. Язык телодвижений тоже важен, особенно при ответе на враждебные вопросы. Попробуйте практиковаться перед зеркалом или с коллегой, и обратите внимание на ваши телодвижения при столкновении с пугающим вопросом. Сжались плечи? Закатились глаза или сложились руки? Сделайте сознательное усилие для изменения недружественного языка тела, чтобы не посылать неправильных сообщений в аудиторию.

 4. Если у вас нет ответа на вопрос, не притворяйтесь

Даже самая идеальная подготовка оставляет возможность быть удивленным неожиданным вопросом. Если у вас нет ответа, скажите об этом честно. Возьмите контакты задавшего вопрос, проведите свое исследование и свяжитесь с ним, когда будет ответ. Пытаясь на ходу что-нибудь придумать, можно сказать глупость не по делу. А обдуманный ответ после небольшого таймаута сделает больше для вашей репутации, чем бессвязные объяснения на месте.

Найдите время для тщательной подготовки к вопросам при планировании своего следующего выступления. Эти инвестиции окупятся: сделают Q&A значимой частью вашего выступления и помогут сформировать более глубокую связь с аудиторией.

Вот один из примеров, иллюстрирующих использование эффективных тактик на Q&A: на конференции WWDC 1997 Стив Джобс отвечает на враждебный вопрос из зала по поводу ликвидации OpenDoc, в результате которой была уволена большая часть команды.

Вопрос начинается с фразы: «Джобс, вы яркий и влиятельный предприниматель, но, судя по всему, не понимаете, о чем говорите». Джобс поднимает табурет, садится и отшучивается. Он игриво использует язык телодвижений и юмор, чтобы рассеять напряжение аудитории и получить смех зала. Спрашивающий продолжает свой вопрос в антагонистическом тоне: «Я хотел бы, чтобы вы выразились в понятных терминах, как Java в любом из своих воплощений выражает идеи, выраженные в OpenDoc. И когда вы закончите с этим, возможно, вы расскажите нам, что лично вы делали в течение последних семи лет».

Джобс выдерживает паузу, делает глоток воды и задумчиво смотрит вниз на сцену. Он садится на табурет и делает глубокий вдох, дав понять, что это сложный вопрос. Джобс делает паузы на протяжении всего своего ответа, изменив тон и дикцию, и это выглядит искренне — не наиграно. Он создает доверительную связь с членом аудитории и признает, что его вопрос справедливый, говоря: «Одна из самых трудных вещей, когда вы пытаетесь добиться изменений, в том, что такие люди, как этот господин, в чем-то правы». Продолжение его ответа сбалансировано с точки зрения эмпатии и обдуманного объяснения: «Я постоянно убеждаюсь в том, что нужно начинать с потребительского опыта и затем идти обратно к технологии. Нельзя начать с технологии и затем пытаться понять, где это продавать. И я делал эту ошибку больше, чем, пожалуй, все в этом зале. У меня есть шрам, который это подтверждает».

На неактуальный комментарий относительно того, что Джобс делал в последние семь лет, он решает не отвечать, понимая, что это было сказано лишь с целью задеть. Вместо этого он повернул враждебный вопрос в возможность выразить себя как лидера, который принимает сложные решения. Его продуманный ответ в сочетании с юмором, языком тела и дикцией является фантастическим примером того, как спикер может выиграть от Q&A.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: